Музей железных дорог




Вернуться на главную
страницу



Музей железных дорог России представляет серию видеороликов о роли железнодорожного транспорта в Великой Отечественной войне

В год 80-летия Победы Музей железных дорог России расскажет о вкладе железнодорожников в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. В материалах проекта: историях о военно-санитарных поездах, блокадном Ленинграде и железнодорожных училищах, раскрываются ключевые аспекты работы стальных магистралей в 1941–1945 гг.

Зрители узнают, как железная дорога обеспечивала эвакуацию, снабжение фронта и тыла, перевозку раненых, а также как отразилась в искусстве и образовании того времени. Проект создан при участии музеев, частных исследователей и учебных заведений.

1/9
Артерии Победы
Железные дороги стали настоящими «артериями Победы», обеспечив мобилизацию, эвакуацию промышленности, снабжение фронта и перевозку миллионов людей. В этом эпизоде вы познакомитесь с ключевыми событиями и фактами, связанными с ролью железных дорог в войне.

Это история не только техники и логистики, но и невероятного мужества людей, которые под бомбёжками, в мороз и голод, обеспечивали движение поездов, приближая Победу.

2/9
Военно-санитарные поезда
О подвиге военно-санитарных поездов в годы Великой Отечественной войны расскажем совместно с Военно-медицинским музеем. Вы узнаете, как формировались военно-санитарные поезда, какие задачи они выполняли: от эвакуации раненых до оказания помощи в пути.

Познакомитесь с устройством поездов на примере уникального вагона аптеки-перевязочной в Музее железных дорог России. Это история о героизме медиков и железнодорожников, работавших под бомбёжками ради Победы.

3/9
Станция Ленинград-Освобожденный
Этот документальный ролик рассказывает о ключевой роли ленинградского железнодорожного узла в годы блокады. После прорыва блокады в 1943 году была построена Дорога Победы — временная железная дорога, связавшая осаждённый город с Большой землёй.

История подвига железнодорожников, которые под огнём врага обеспечивали жизнь Ленинграда и приближали его освобождение, на примере коллекций Музея железных дорог России и Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда.

4/9
Ученье – свет Победы
Этот документальный ролик в сотрудничестве с Петербургским государственным университетом путей сообщения Императора Александра I рассказывает о работе железнодорожных учебных заведений в годы Великой Отечественной войны.

Несмотря на эвакуацию, нехватку ресурсов и тяжёлые условия, институты и техникумы продолжали готовить специалистов для фронта и тыла. Их знания и самоотверженность помогли обеспечить бесперебойное снабжение армии и приблизить Победу.

5/9
Товарный паровоз Ов 6640
Паровоз был построен на Путиловском машиностроительном, котельном и сталелитейном заводе в 1902 году. Во время Великой Отечественной войны он был одет в броню и использовался в составе бронепоезда. Его скорость достигала 55 км/ч, максимальная мощность на ободе колеса — 600 л. с.

У паровоза Ов 6640 большая, богатая событиями история. Он перевозил грузы, участвовал в боях и снимался в художественных фильмах: «Хождение по мукам» (1977 год), «Трест, который лопнул» (1982 год) и других.

6/9
Мягкий вагон Ок 1201 поезда «Красная стрела» (I класс)
Экспресс «Красная стрела» стал символом мирной и комфортной жизни. Его мягкий вагон Ок 1201 был построен в 1913–1918 годах, предположительно на заводе «Сормово». Несмотря на название поезда, все они были синего цвета — это отвечало требованию к окраске вагонов I класса.

Когда началась Великая Отечественная война, рейсы «Красной стрелы» прервались. Последний поезд прибыл на Московский вокзал Ленинграда 22 июня 1941 года. «Красная стрела» вернулась на железную дорогу 20 марта 1944 года — через два месяца после снятия блокады Ленинграда.

7/9
Грузовой паровоз Еа 2201
Паровоз изготовили на американском заводе «Болдуин» в 1944 году, он был доставлен в СССР по программе военной помощи «Ленд-лиз». Некоторые конструкторские решения Еа 2201, не характерные для паровозов СССР, в дальнейшем использовались в отечественном производстве.

Паровозы Еа 2201 работали в тылу и на прифронтовых участках дорог. Их скорость — до 70 км/ч, максимальная мощность на ободе колеса — 2200 л. с. Всего в годы войны и после ее окончания из США в СССР было поставлено более 2000 паровозов серии ЕА.

8/9
Грузовой паровоз ТЭ-6769
«Военный паровоз» (нем. Kriegslok) был разработан в Германии. В его основе — упрощенная конструкция, которая позволяла заметно ускорить постройку. Паровоз развивал скорость до 80 км/ч, максимальная мощность на ободе колеса составляла 1500 л. с. Всего было выпущено более 6 тысяч единиц ТЭ.

Около двух тысяч таких локомотивов стали ценными трофеями для СССР. Паровозам присвоили серию ТЭ («трофейный, равный по мощности серии Э»), их эксплуатировали в европейской части страны.

9/9
Виртуальная экскурсия «Поезда милосердия»


Подробнее об экспонатах в буклете «Железнодорожная техника времен Великой Отечественной войны».

Если вам понравились наши экспонаты, приглашаем вас посетить наш музей. Больше информации о работе музея, билетах и специальных мероприятиях можно найти на официальном сайте Музея железных дорог России www.rzd-museum.ru