Музей железных дорог




Вернуться на главную
страницу



Железнодорожная техника
времен Великой Отечественной войны

После Первой Мировой и Гражданской войн железнодорожная отрасль в СССР была в тяжелейшем положении. Реформы позволили восстановить железные дороги и транспорт к 1930-м годам: появились первые отечественные тепловозы, развивалось локомотивостроение, реконструировались и модернизировались магистрали.

Развитие отрасли должно было продолжиться, но Великая Отечественная война изменила планы. Все железные дороги перешли на военное положение, сформировался воинский график движения поездов. Железнодорожники участвовали в мобилизации, переброске воинских частей и техники, эвакуации населения и промышленных предприятий.

1/14
Товарный паровоз Ов 6640
Паровоз был построен на Путиловском машиностроительном, котельном и сталелитейном заводе в 1902 году. Во время Великой Отечественной войны он был одет в броню и использовался в составе бронепоезда. Его скорость достигала 55 км/ч, максимальная мощность на ободе колеса — 600 л. с.

У паровоза ОВ 6640 большая, богатая событиями история. Он перевозил грузы, участвовал в боях и снимался в художественных фильмах: «Хождение по мукам» (1977 год), «Трест, который лопнул» (1982 год) и других.
2/14
Мягкий вагон Ок 1201 поезда «Красная стрела» (I класс)
Экспресс «Красная стрела» стал символом мирной и комфортной жизни. Его мягкие вагоны Ок 1201 были построены в 1913–1918 годах, предположительно на заводе «Сормово». Несмотря на название поезда, все они были синего цвета — это отвечало требованию к окраске вагонов I класса.

Когда началась Великая Отечественная война, рейсы «Красной стрелы» прервались. Последний поезд прибыл на Московский вокзал Ленинграда 22 июня 1941 года. «Красная стрела» вернулась на железную дорогу 20 марта 1944 года — через два месяца после снятия блокады Ленинграда.
3/14
Грузовой паровоз ЭМ730-31
Серия паровозов Э — самая массовая в мире, она насчитывала 11 тысяч экземпляров. Первый паровоз Э был собран в 1912 году на Луганском заводе.

Паровозы ЭМ (индекс М означает «модернизированный») были основными локомотивами в батареях железнодорожной артиллерии Военно-морского флота СССР. Скорость грузового паровоза ЭМ730-31 достигала 65 км/ч, максимальная мощность на ободе колеса — 1500 л. с.


Скоро видео будет доступно
4/14
Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12
Установка была построена на Николаевском заводе имени А. Марти в 1938 году. ТМ-3-12 использовалась в военных действиях между СССР и Финляндией, была умышленно выведена из строя советской армией. Финляндия восстановила установку для собственных нужд, но после перемирия в 1944 году ТМ-3-12 вернулась на территорию СССР.

Установка обстреливала противника на расстоянии до 46 км и совершала два выстрела в минуту.


Скоро видео будет доступно
5/14
Четырехосная зенитная бронеплощадка № 971-7518
Бронеплощадка была создана в 1941–1942 годах на Коломенском машиностроительном заводе на базе платформы с четырьмя осями. Во время Великой Отечественной войны она входила в состав бронепоезда «Коломенский рабочий» 55-го отдельного дивизиона, который работал в паре с бронепоездом «Подольский рабочий». Они вели военные действия под городом Мценск в Орловской области и прикрывали мост в районе станции Отрада от воздушных атак.

Тара бронеплощадки — 36 тонн, толщина брони — 30 мм.


Скоро видео будет доступно
6/14
Двухосная бронеплощадка № 910-1045
Легкая бронеплощадка была изготовлена в 1943 году на базе двухосной платформы, которую построили на заводе «Серп и Молот» в Харькове. Бронеплощадка входила в состав одного из двух бронепоездов («Уфа» или «Салават Юлаев»), принимавших участие в Великой Отечественной войне. Ее тара — 22 тонны.


Скоро видео будет доступно
7/14
Товарный паровоз ЭШ 4444
Паровоз был построен на шведском заводе «Нюдквист и Гольм» по заказу СССР в 1924 году. Скорость ЭШ 4444 достигала 65 км/ч, максимальная мощность на ободе колеса — 1300 л. с.

Когда началась война, паровоз находился на Ленинградском железнодорожном узле. Летом 1942 года его эвакуировали на Большую землю на барже по Ладожскому озеру, он работал на прифронтовых железных дорогах до 1946 года. Во время блокады Ленинграда ЭШ 4444 ходил по Дороге жизни: доставлял грузы в город и эвакуировал жителей.


Скоро видео будет доступно
8/14
Грузовой паровоз ЭР 750-04
Паровозы серии ЭР 750 изготавливали на Коломенском заводе. Машиностроители использовали части паровозов, которые не успели произвести в 1941 году из-за начала Великой Отечественной войны (индекс Р в названии означает «реставрированный»).

Товарный паровоз ЭР 750-04 был построен в 1943 году. Свою службу он начал на Московско-Курской железной дороге, в октябре 1944 года был переведен на Приднепровскую железную дорогу. Паровоз развивал скорость до 65 км/ч, максимальная мощность на ободе колеса достигала 1500 л. с.


Скоро видео будет доступно
9/14
Крытый вагон Ю 657582
Ю 657582 («теплушка») — главный вагон войны. Он перевозил войска и грузы, в нем было можно разместить печку-времянку («буржуйку») и установить настил для сна и отдыха. Вагоны Ю 657582 использовались для перемещений как на короткие, так и на длинные расстояния.

Грузоподъемность Ю 657582 — 20 тонн, полезный объем кузова — 45,4 м3.


Скоро видео будет доступно
10/14
Вагон пригородного сообщения Ок 3906
Вагон был построен на Ленинградском вагоностроительном заводе им. И.Е.Егорова в 1940 году, его особенность — створный угол, который раскрывался для заноса носилок. В годы Великой Отечественной войны такие вагоны использовались для перевозки раненых и больных в военно-санитарных поездах.

В вагоне Ок 3906 предусмотрено 94 сидячих места, длина кузова с тамбурами — 20,2 м.


Скоро видео будет доступно
11/14
Грузовой паровоз ЕА 2201
Паровоз изготовили на американском заводе «Болдуин» в 1944 году, он был доставлен в СССР по программе военной помощи «Ленд-лиз». Некоторые конструкторские решения ЕА 2201, не характерные для паровозов СССР, в дальнейшем использовались в отечественном производстве.

Паровозы ЕА 2201 работали в тылу и на прифронтовых участках дорог. Их скорость — до 70 км/ч, максимальная мощность на ободе колеса — 2200 л. с. Всего в годы войны и после ее окончания из США в СССР было поставлено более 2000 паровозов серии ЕА.
12/14
Грузовой паровоз ТЭ-6769
«Военный паровоз» (нем. Kriegslok) был разработан в Германии. В его основе — упрощенная конструкция, которая позволяла заметно ускорить постройку. Паровоз развивал скорость до 80 км/ч, максимальная мощность на ободе колеса составляла 1500 л. с. Всего было выпущено более 6 тысяч единиц ТЭ-6769.

Около двух тысяч таких локомотивов стали ценными трофеями для СССР. Паровозам присвоили серию ТЭ («трофейный, равный по мощности серии Э»), их эксплуатировали в европейской части страны.


Скоро видео будет доступно
13/14
Крытый вагон Ок 470843
Первый крытый вагон типа «Оппельн» был построен на заводе Л. Штайнфурта в Кенигсберге (сейчас — Калининград) в 1942 году. Ок 470843 могли перевозить грузы весом до 15 тонн, примерно 25% из них были оборудованы ручными тормозами на тормозных площадках, у других были только воздушные тормоза. Некоторые вагоны были нетормозными.

Ок 470843 стали трофеями для СССР, в них войска-победители возвращались домой.


Скоро видео будет доступно
14/14
Грузопассажирский тепловоз ДА 20-09
Во время Великой Отечественной войны завод American Locomotive Company (США) построил и отправил в СССР 70 тепловозов RSD-1. Серия получила название ДА: Д обозначает «дизельный локомотив», А — название компании-производителя. Тепловозы развивали скорость до 96 км/ч, мощность дизеля составляла 1000 л. с.

Летом 1945 года тепловоз ДА вел состав с Советской правительственной делегацией, которую возглавлял Иосиф Сталин. Делегация направлялась на Потсдамскую конференцию — последнюю официальную встречу лидеров держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.


Скоро видео будет доступно

Подробнее об экспонатах в буклете «Железнодорожная техника времен Великой Отечественной войны».

Если вам понравились наши экспонаты, приглашаем вас посетить наш музей. Больше информации о работе музея, билетах и специальных мероприятиях можно найти на официальном сайте Музея железных дорог России www.rzd-museum.ru