Дороги Победы




Вернуться на главную
страницу




Мы подготовили выставку «Дороги Победы», чтобы почтить память тех, кто своим самоотверженным трудом внес вклад в разгром фашистской Германии. На основе архивных материалов мы создали графический рассказ о колоссальном значении железнодорожного транспорта в ведении войны, постарались раскрыть сложность и многогранность трудового и ратного подвига наших соотечественников — от медсестер в санитарном поезде до наркомов путей сообщения. В дни Великой Отечественной войны, когда на карту было поставлено само выживание страны, большую роль в достижении Победы сыграла способность государства поддерживать транспортную инфраструктуру, и прежде всего — работоспособность железных дорог. На них выпало 70% всех воинских перевозок за четыре года. Именно они обеспечили эвакуацию страны на восток и снабжение фронтов войсками, продовольствием, боеприпасами, горючим и техникой.
«Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации, а иногда и артиллерии, проявили массовый героизм и законно заслужили признательность Красной Армии и всего советского народа».

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Мы решили не ограничиваться плакатной формой выставки и подготовили целую серию лекций — о ключевых фактах и событиях войны, о подвижном составе и наркомах, эвакуации промышленных предприятий, снабжении войск в Московской и других битвах. Вы можете прослушать эти лекции перейдя по ссылке.

Давайте вместе вспомним тех, кто вел поезда с углем и танками, подрывал и восстанавливал мосты, лечил раненых, разгружал вагоны с боеприпасами под жестокими бомбежками. Они достойны того, чтобы их помнили, а мы своими делами постараемся быть достойными их.





Железные дороги страны к 1941 г.


Индустриализация (1929–1941) — это форсированное наращивание промышленного потенциала страны, чтобы сократить отставание экономики от промышленно развитых государств. Объемы грузовых и пассажирских перевозок в этот период резко возросли, поэтому потребовалось в несколько раз повысить пропускные способности железных дорог. Нужно было в короткий срок создать новые типы вагонов и локомотивов, механизировать погрузочные работы, повысить скорость движения поездов, обеспечить своевременную доставку грузов и улучшить пассажирские перевозки.

01
03




ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ СТРАНЫ СПАСЛА ВСЁ

«Индустриализация страны спасла всё, в том числе поставила на ноги и нашу железнодорожную сеть. Реконструкция и бурное развитие транспорта до войны, его техническое оснащение до войны и его работа до войны — всё это помогло ему выполнить свою задачу во время войны».

Нарком путей сообщения Л. М. Каганович

За 12 лет индустриализации







Индустриализация в цифрах:



Наркомы путей сообщения в годы войны

Нарком (сокр. — народный комиссар) — член правительства, который руководил отдельной сферой деятельности государства или отраслью народного хозяйства. Нарком путей сообщения нес полную ответственность за организацию движения поездов в тылу и на фронте.

Каганович
Лазарь
Моисеевич
Народный комиссар путей сообщения СССР в период с 25.02.1935 по 25.03.1942, с 26.02.1943 по 20.12.1944

«Каким же образом железнодорожники все же сумели справиться с таким громадным объемом задач? В чём заключалась наша сила?

Сталин мне всегда говорил: "Ты копи резервы, сила в резервах, накапливай резервы". Я об этом помнил и создавал в системе НКПС резервы. Своим начальникам дорог я не давал ни фунта металла и требовал от них строжайшей экономии, и чтобы они накапливали резервы по металлу, углю, запчастям и т. д. Принимал и ряд других мер. Всё это сыграло огромную, во многом решающую роль».

Главной заслугой Л. М. Кагановича стали меры по экстренной эвакуации промышленных предприятий и населения в восточные районы страны и обеспечение бесперебойных железнодорожных перевозок.

Хрулёв
Андрей
Васильевич
Народный комиссар путей сообщения СССР в период с 25.03.1942 по 26.02.1943

«…на каждый находящийся в резерве паровоз были назначены машинист и кочегар, которые полностью отвечали за сохранность техники, за хорошее состояние его на консервации».

Эти меры повысили личную ответственность железнодорожников за состояние подвижного состава. А.В. Хрулёв добился особых льгот и повышения окладов железнодорожникам, а также освобождения их от налогов. В 1942 году предложил сформировать паровозные колонны особого резерва. Эти соединения стали логистическим инструментом командующих фронтов, позволявшим быстро перебрасывать военнослужащих и технику.

Ковалёв
Иван
Владимирович
Народный комиссар путей сообщения СССР в период с 20.12.1944 по 15.03.1946

«Победный 1944 год поставил наши железные дороги на грань кризиса. На четвёртом году войны железнодорожный транспорт, который поддерживал себя в основном за счет внутренних резервов, почти исчерпал эти резервы и уже не выдерживал непрерывно возраставших нагрузок».

И. В. Ковалёв отвечал за планирование перевозок и распределение эшелонов на фронтах. Руководил устранением последствий транспортного кризиса 1941 года, известного как «Куйбышевская пробка». В конце 1941-го не допустил расформирования железнодорожных войск, что потом положительно сказалось на восстановлении дорог. Один из выдающихся специалистов в области транспорта и логистики на железных дорогах.




Далее: ГЕРОИ ВОЙНЫ