Дороги Победы




Вернуться на главную
страницу




Мы подготовили выставку «Дороги Победы», чтобы почтить память тех, кто своим самоотверженным трудом внес вклад в разгром фашистской Германии. На основе архивных материалов мы создали графический рассказ о колоссальном значении железнодорожного транспорта в ведении войны, постарались раскрыть сложность и многогранность трудового и ратного подвига наших соотечественников — от медсестер в санитарном поезде до наркомов путей сообщения. В дни Великой Отечественной войны, когда на карту было поставлено само выживание страны, большую роль в достижении Победы сыграла способность государства поддерживать транспортную инфраструктуру, и прежде всего — работоспособность железных дорог. На них выпало 70% всех воинских перевозок за четыре года. Именно они обеспечили эвакуацию страны на восток и снабжение фронтов войсками, продовольствием, боеприпасами, горючим и техникой.
«Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации, а иногда и артиллерии, проявили массовый героизм и законно заслужили признательность Красной Армии и всего советского народа».

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Мы решили не ограничиваться плакатной формой выставки и подготовили целую серию лекций — о ключевых фактах и событиях войны, о подвижном составе и наркомах, эвакуации промышленных предприятий, снабжении войск в Московской и других битвах. Вы можете прослушать эти лекции перейдя по ссылке.

Давайте вместе вспомним тех, кто вел поезда с углем и танками, подрывал и восстанавливал мосты, лечил раненых, разгружал вагоны с боеприпасами под жестокими бомбежками. Они достойны того, чтобы их помнили, а мы своими делами постараемся быть достойными их.





ПЕРЕБРОСКА ВОЙСК С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ПОД МОСКВУ
ОКТЯБРЬ - НОЯБРЬ 1941







Интенсивность движения эшелонов на Транссибе во время этого пика перевозок составляла не менее 3000 вагонов в сутки в западном направлении.


Нарком путей сообщения
И.В. Ковалёв

«Такую скорость продвижения этих эшелонов на всем 10 000-километровом маршруте Транссибирской магистрали обеспечивали все железнодорожники, особенно лунинские паровозные бригады. Скорости перевозок спешивших на защиту столицы воинских соединений в два раза превышали плановые».

«Железнодорожники открыли нам зеленую улицу. На узловых станциях эшелоны стояли не более пяти - семи минут. Отцепят один паровоз, прицепят другой, заправленный водой и углем, и снова вперед! Все 36 эшелонов дивизии пересекли страну с востока на запад со скоростью курьерских поездов. Последний состав вышел из-под Владивостока 17 октября, а 28 октября наши части уже выгружались в Подмосковье - в городе Истра и на ближайших к нему станциях».

Генерал армии
А.П. Белобородов

МОСКОВСКИЙ УЗЕЛ −
ВАЖНЕЙШАЯ ТОЧКА ЛОГИСТИКИ СТРАНЫ

Именно под Москвой советские войска впервые за шесть месяцев войны нанесли крупное поражение нацистской армии. Гитлеровский план «молниеносной войны» провалился.


Эшелон с войсками и вооружением, прибывший на Мосузел с любого направления, мог быть быстро перенаправлен на фронт или в тыл по московской окружной дороге.





Потеря Московского узла могла привести к полному поражению в войне. Советская армия лишилась бы возможности быстро подтягивать резервы


Генерал-полковник, командующий 2-й танковой группой вермахта Г. Гудериан

«Пока в руках русских оставался важный железнодорожный узел Москва, они могли подтягивать резервы из отдаленных частей своего огромного государства, перебрасывать их к важнейшим участкам боев, создавая таким образом неожиданный перелом в сражении».
01
02


КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ
ПОД МОСКВОЙ

С 5 декабря 1941
по 10 января 1942


В сражении за Москву был применен особый железнодорожный маневр − одновременное движение эшелонов сразу по обоим путям в одном направлении. Это позволило вовремя перебросить к Москве необходимые войска и грузы с другого конца страны − из Сибири и Владивостока. Благодаря этому удалось отбросить врага от столицы, спасти ключевой транспортный узел и удержать всю линию восточного фронта.




КУЙБЫШЕВСКАЯ
ПРОБКА

Первый серьёзный транспортный кризис в годы войны. Возник из-за столкновения трёх мощнейших грузопотоков военного времени.

Проблема:

замедлилось следование военных грузов, скопилось множество эвакуационных поездов

Местоположение:

крупный транспортный узел между городами Куйбышев (Самара), Сызрань, Уфа, Оренбург, пересечение с транспортной магистралью по Волге

Время кризиса:

сентябрь - декабрь 1941 г.


Массированная переброска войск и военной техники с Дальнего Востока (около 10 дивизий с техникой, боеприпасами, запасами продовольствия и топлива)
Эшелоны с войсками
Эвакуация предприятий
Нефть из Баку (по Волге)
Район столкновения грузопотоков
Доставка нефтяных грузов, которые поднимались по Волге и в Сызрани перегружались на железную дорогу

РЕШЕНИЕ

ОПЕРАТИВНО:

1) одностороннее движение - только на запад или только на восток (составы противоположного направления выстраивались в цепочку и ждали своей очереди)
2) живая блокировка - поезда следовали вплотную друг за другом в пределах видимости
3) эвакоэшелоны по возможности перенаправлялись на другие магистрали

ДОЛГОСРОЧНО (Постановление ГКО №963 от 25 ноября 1941 г.):

1) на станциях Куйбышевского узла строили новые пути
2) удлиняли платформы на многих станциях
3) строили новые разъезды на существующих линиях
4) строили обходы крупных станций
5) усиливали водоснабжение для экипировки паровозов
6) перекладывали рельсы для движения тяжелых паровозов


Далее: ОСВОБОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ