Мы подготовили выставку «Дороги Победы», чтобы почтить память тех, кто своим самоотверженным трудом внес вклад в разгром фашистской Германии. На основе архивных материалов мы создали графический рассказ о колоссальном значении железнодорожного транспорта в ведении войны, постарались раскрыть сложность и многогранность трудового и ратного подвига наших соотечественников — от медсестер в санитарном поезде до наркомов путей сообщения. В дни Великой Отечественной войны, когда на карту было поставлено само выживание страны, большую роль в достижении Победы сыграла способность государства поддерживать транспортную инфраструктуру, и прежде всего — работоспособность железных дорог. На них выпало 70% всех воинских перевозок за четыре года. Именно они обеспечили эвакуацию страны на восток и снабжение фронтов войсками, продовольствием, боеприпасами, горючим и техникой.
«Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации, а иногда и артиллерии, проявили массовый героизм и законно заслужили признательность Красной Армии и всего советского народа».
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Мы решили не ограничиваться плакатной формой выставки и подготовили целую серию лекций — о ключевых фактах и событиях войны, о подвижном составе и наркомах, эвакуации промышленных предприятий, снабжении войск в Московской и других битвах. Вы можете прослушать эти лекции
перейдя по ссылке.
Давайте вместе вспомним тех, кто вел поезда с углем и танками, подрывал и восстанавливал мосты, лечил раненых, разгружал вагоны с боеприпасами под жестокими бомбежками. Они достойны того, чтобы их помнили, а мы своими делами постараемся быть достойными их.
01
02
«ДРОВЯНОЙ
КРИЗИС»
НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ
НОЯБРЬ 1941-
МАЙ 1942
Второй серьезный транспортный кризис в годы войны. Осенью 1941 г. был потерян крупнейший угольный бассейн Донбасса и возник острый дефицит качественного угля для паровозов. К концу года 8 железных дорог Северо-Запада страны пришлось перевести на дровяное отопление. Это почти в 2 раза снизило скорость движения паровозов, замедлив эвакуацию и поставки к линии фронта войск и снабжения.
Кризисные районы
Последствия на январь 1942 г.:
- выход из строя паровозов из-за некачественного топлива;
- массовый срыв планового движения поездов;
- срыв графика движения воинских эшелонов;
- множество брошенных составов и не выгруженных вагонов;
- заторы на узловых станциях.
Проблема: ухудшилось снабжение фронтов Северо-Запада, затруднено формирование резервов и накопление боеприпасов для прорыва блокада Ленинграда.
Оперативно:
- наркомат путей сообщения отнесли к І категории снабжения углем;
- провели ревизию брошенных эшелонов, поместили неустановленные грузы на временные склады;
- направили паровозные колонны (по 10-20 паровозов) на конкретные узлы, чтобы отвести составы в тыл;
- дополнительно мобилизовали население на заготовку дров.
Перспективно:
- экстренно построили Северо-Печорскую магистраль и наладили угольное снабжение дорог Северо-Запада и Ленинграда (воркутинским углем);
- достроили мосты через Печору и Северную Двину у Северо-Печорской магистрали;
- усилили путевое развитие прифронтовых дорог Северо-Запада.
СЕВЕРО-ПЕЧОРСКАЯ
ДОРОГА: долгожданный
уголь
Северо-Печорская железная дорога вошла в список ударных строек в условиях войны, поскольку она сильно ускорила бы доставку воркутинского угля, не уступавшего по качеству донецкому. Это приобрело критическое значение осенью, когда Донбасс, поставлявший стране 60% добываемого угля, был потерян. Правительство направило на строительство этой дороги дополнительные деньги, стройматериалы, технику и рабочую силу. Чтобы ускорить строительство, даже демонтировали металлоконструкции Дворца Советов в Москве и один из мостов через канал Москва - Волга.
Мост через Вычегду
«…из-за сжатых сроков вынуждены были проходить отдельные выемки узкими траншеями, в которых только-только проходил поезд. Однажды в такой траншее произошел оползень и засыпало паровоз с несколькими платформами. Пришлось состав так и оставить под землей, а рядом сделать обход. Время - вот что было самым главным».
Заместитель начальника Управления Северо-Печорского ИТЛ НКВД СССР А. И. Боровицкий
Начало строительства.
Уголь Печорского бассейна по качеству не уступал донецкому углю.
Немцы оккупировали донбасский угольный бассейн. Начался топливный кризис.
Первые поезда и временное движение.
Воркутинский уголь пошел бесперебойным потоком на снабжение блокадного Ленинграда, на транспорт и предприятия страны.