Дороги Победы




Вернуться на главную
страницу




Мы подготовили выставку «Дороги Победы», чтобы почтить память тех, кто своим самоотверженным трудом внес вклад в разгром фашистской Германии. На основе архивных материалов мы создали графический рассказ о колоссальном значении железнодорожного транспорта в ведении войны, постарались раскрыть сложность и многогранность трудового и ратного подвига наших соотечественников — от медсестер в санитарном поезде до наркомов путей сообщения. В дни Великой Отечественной войны, когда на карту было поставлено само выживание страны, большую роль в достижении Победы сыграла способность государства поддерживать транспортную инфраструктуру, и прежде всего — работоспособность железных дорог. На них выпало 70% всех воинских перевозок за четыре года. Именно они обеспечили эвакуацию страны на восток и снабжение фронтов войсками, продовольствием, боеприпасами, горючим и техникой.
«Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации, а иногда и артиллерии, проявили массовый героизм и законно заслужили признательность Красной Армии и всего советского народа».

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Мы решили не ограничиваться плакатной формой выставки и подготовили целую серию лекций — о ключевых фактах и событиях войны, о подвижном составе и наркомах, эвакуации промышленных предприятий, снабжении войск в Московской и других битвах. Вы можете прослушать эти лекции перейдя по ссылке.

Давайте вместе вспомним тех, кто вел поезда с углем и танками, подрывал и восстанавливал мосты, лечил раненых, разгружал вагоны с боеприпасами под жестокими бомбежками. Они достойны того, чтобы их помнили, а мы своими делами постараемся быть достойными их.





СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА: СНАБЖЕНИЕ АРМИИ


Сталинградская битва – ключевое сражение Великой Отечественной войны, ставшее ее поворотной точкой. Победа под Сталинградом позволила переломить ход войны – с нее началось освобождение оккупированных территорий.

01
02




снабжение Сталинграда – всего подано 202 377 вагонов


оперативных эшелонов (войска, техника, боеприпасы)


снабженческих эшелонов (еда, обмундирование)

ежедневная подача вагонов в период штурмов города немцами.

Бесперебойное снабжение войск позволило вести непрерывные боевые действия, удержать город и затем перейти в контрнаступление.


сбросили Люфтваффе


главных путей разрушено


станционных путей разрушено

Маршал Советского Союза
В. И. Чуйков

«Героические усилия прилагали наши советские железнодорожники, чтобы наладить бесперебойное снабжение фронта. Масштабы перевозок военных грузов были грандиозны. Когда мне приходилось встречать человека в железнодорожной форме, я смотрел на него, как на солдата-фронтовика, как на бойца с передовой.»
01
02


ВОЛЖСКАЯ
РОКАДА

Осенью 1941 года было прервано железнодорожное сообщение по линии Москва – Курск – Харьков – Ростов-на-Дону. Перебрасывать грузы и эшелоны на юг стало невозможно. Перевозки переключили на приволжские железнодорожные линии, которые проходили через крупнейший промышленный узел – Сталинград.

В начале 1942 года начали строить новую железнодорожную магистраль от Сталинграда вглубь страны через Саратов, Сызрань и Ульяновск до города Свияжск возле Казани. Эта магистраль вошла в историю войны как Волжская рокада. Несмотря на тяжелейшие условия, уже через 103 дня после начала строительства был сдан первый участок в 136 км.
«Дорога жизни» к Сталинграду




начало строительства


по участку Иловля – Петров Вал длиной 136 км прошёл первый поезд


был введен в строй второй участок Петров Вал – Саратов длиной 200 км


остальная часть магистрали вступила в строй

ВОЛЖСКАЯ
РОКАДА

Осенью 1941 года было прервано железнодорожное сообщение по линии Москва – Курск – Харьков – Ростов-на-Дону. Перебрасывать грузы и эшелоны на юг стало невозможно. Перевозки переключили на приволжские железнодорожные линии, которые проходили через крупнейший промышленный узел – Сталинград.

В начале 1942 года начали строить новую железнодорожную магистраль от Сталинграда вглубь страны через Саратов, Сызрань и Ульяновск до города Свияжск возле Казани. Эта магистраль вошла в историю войны как Волжская рокада. Несмотря на тяжелейшие условия, уже через 103 дня после начала строительства был сдан первый участок в 136 км.
По Волжской рокаде удалось эвакуировать:


с заводским оборудованием, ранеными и беженцами

22 поезда в сутки одновременно стали перебрасывать войска и боеприпасы по этой дороге к Сталинграду.


Только с сентября по декабрь 1942 г. по Волжской рокаде к фронту перебросили свыше 200 эшелонов.

ВОКЗАЛ
СТАЛИНГРАД-1

Огненный вокзал: одна бомбардировка и семь штурмов

Железнодорожные вокзалы, как правило, находились в центре городов и часто становились последним рубежом обороны. Удержание вокзала означало, что город еще не сдался. Таким символом обороны был Сталинград-1.

Вокзал во время
первого штурма


вокзал стал главной точкой боев с фашистскими войсками. За неделю сражения вокзал семь раз переходил из рук в руки, и только под натиском многократно превосходящих сил противника он был оставлен.


вокзал вернулся под контроль советских войск, после капитуляции окруженной в Сталинграде армии генерал-фельдмаршала Паулюса.

23 августа 1942 года.
Горящее здание
вокзала Сталинград-1

Первыми приняли бой командиры взводов 84-го отдельного строительно- путевого железнодорожного батальона:
  • старший лейтенант Стацюков;
  • старший лейтенант Киселев;
  • лейтенант Шпанюк;
  • младший лейтенант Ямов;
  • рядовые Мелованов, Новиков, Петухов, Чусов, Стрельцов, Крюков, Сойкин, Шпаков, Рахметов.

«Нас осталось девять. Все ранены.
Драться будем до конца…»
Лейтенант погиб 25.09.1942
Оборону вокзала возглавлял 26-летний командир первого батальона 13 гвардейской дивизии Федор Федосеев.

Генерал-лейтенант А. И. Родимцев вспоминает:
– Федосеев знает, что больше ничем ему не поможете? – спрашиваю я Елина.
– Да, я сказал ему об этом.
– И что он ответил?
– Говорит, что бы ни случилось, ни он сам, ни один его боец с привокзальной площади не уйдет.

Василий Гроссман описал гибель батальона в руинах вокзала в романе «За правое дело». Командиру батальона он дал фамилию Филяшкин.


«НЕФТЯНОЙ КРИЗИС»


Третий серьезный транспортный кризис в годы войны.
01
02


август 1942 -
март 1943

В августе 1942 года немецкое наступление на Северный Кавказ и Сталинград перерезало главный путь снабжения бакинской нефтью и нефтепродуктами – по Волге. Осенью 1942 года был потерян Майкопский район добычи нефти и выведен из строя Грозненский. Возникла угроза нефтяного голода страны и фронтов после исчерпания резервов, рассчитанных на 2-3 месяца.

Последствия
на cентябрь –
ноябрь 1942 года:

  • прекратилось движение танкеров с нефтью вверх по Волге;
  • нефтехранилища Бакинского добывающего района переполнены;
  • в Закавказье скопился огромный объем эвакуированного подвижного состава, который мешал нормальной работе нефтекомплекса;
  • нефтеперерабатывающие заводы перестали регулярно получать сырую нефть;
  • минирование Волги не позволяло возобновить движение судов до лета 1943 года;
  • составы с нефтью шли по очень длинному пути через Каспий и Среднюю Азию.
Решение
Оперативно:
  • танкеры на Волге, уцелевшие после бомбежек, сливали нефть в нефтеямы на берегах реки и в нефтехранилища;
  • был применен уникальный способ поставки: железнодорожные цистерны с нефтью сплавляли по Каспию буксиром из Баку в Красноводск, чтобы оперативнее доставлять нефть на заводы и топливо в войска. Так была проложена еще одна «дорога жизни» для всего фронта.
Перспективно:
  • начали строить еще одну железнодорожную линию от Гурьева на Орск. Бакинская нефть шла через Каспий на заводы в этих городах;
  • после победы под Сталинградом для нефтеснабжения сушей задействовали новую линию Кизляр – Астрахань;
  • ввели в строй нефтеперерабатывающий завод в Сызрани (1942 г.);
  • разминировали фарватер Волги (в течение 1943 г.).

Далее: СЕВЕРО-ПЕЧОРСКАЯ ДОРОГА