Дороги Победы




Вернуться на главную
страницу




Мы подготовили выставку «Дороги Победы», чтобы почтить память тех, кто своим самоотверженным трудом внес вклад в разгром фашистской Германии. На основе архивных материалов мы создали графический рассказ о колоссальном значении железнодорожного транспорта в ведении войны, постарались раскрыть сложность и многогранность трудового и ратного подвига наших соотечественников — от медсестер в санитарном поезде до наркомов путей сообщения. В дни Великой Отечественной войны, когда на карту было поставлено само выживание страны, большую роль в достижении Победы сыграла способность государства поддерживать транспортную инфраструктуру, и прежде всего — работоспособность железных дорог. На них выпало 70% всех воинских перевозок за четыре года. Именно они обеспечили эвакуацию страны на восток и снабжение фронтов войсками, продовольствием, боеприпасами, горючим и техникой.
«Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации, а иногда и артиллерии, проявили массовый героизм и законно заслужили признательность Красной Армии и всего советского народа».

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Мы решили не ограничиваться плакатной формой выставки и подготовили целую серию лекций — о ключевых фактах и событиях войны, о подвижном составе и наркомах, эвакуации промышленных предприятий, снабжении войск в Московской и других битвах. Вы можете прослушать эти лекции перейдя по ссылке.

Давайте вместе вспомним тех, кто вел поезда с углем и танками, подрывал и восстанавливал мосты, лечил раненых, разгружал вагоны с боеприпасами под жестокими бомбежками. Они достойны того, чтобы их помнили, а мы своими делами постараемся быть достойными их.





Устройство паровоза


Паровозы играли огромную роль в тылу и на фронте. Они сильно отличались друг от друга и выполняли разные задачи. Паровоз состоял из паровой машины, котла и зоны, где размещался экипаж. За паровозом находился тендер – специальный вагон с водой и топливом. Экипаж включал трёх человек: машинист управлял паровозом, помощник топил котёл, кочегар перебрасывал уголь.

Паровозы различались своей «осевой формулой», то есть количеством, размещением и назначением осей (колёсных пар). Твёрдое топливо закидывали в топку лопатой или вручную. Но на мощных тяжёлых паровозах уголь подавали с помощью механического устройства – углеподатчика (стокера).


Топливо

Низкосортный уголь плохо горел и оставлял большое количество шлака, из-за чего приходилось часто чистить топку в пути. Лучшим считался уголь Донецкого бассейна.

Донбасс захвачен врагом.
Хорошего угля расходовалось в 3–4 раза меньше.

Пришлось перейти на другие виды топлива: мазут, нефть, сланец, торф и даже дрова. Потеря Донецкого бассейна привела к топливному кризису.
Во время войны выпуск паровозов был приостановлен, поскольку дефицита не было:


из-за оккупации дорожная сеть сократилась на 41%


паровозов эвакуировали с оккупированной территории


досталось врагу исправных и столько же разбитых паровозов

В 1942 г. на основе парка эвакуированных машин были созданы паровозные колонны особого резерва. Они были транспортным резервом фронта и позволяли быстро перебрасывать войска и технику.

01
02


ЭЛЕКТРОВОЗЫ
И ВОЙНА

В конце 20-х гг. XX в. появились первые электрифицированные линии железных дорог. На электрическую тягу переводили транспортные магистрали в горных районах и пути с большим и стабильным грузопотоком. Кроме того, электрифицировали линии пригородного движения возле Москвы и Ленинграда.
К началу войны было электрифицировано


В конце войны электрификация линий продолжалась в основном на Урале

ЭЛЕКТРОВОЗЫ
И ВОЙНА

В конце 20-х гг. XX в. появились первые электрифицированные линии железных дорог. На электрическую тягу переводили транспортные магистрали в горных районах и пути с большим и стабильным грузопотоком. Кроме того, электрифицировали линии пригородного движения возле Москвы и Ленинграда.
ВЛ19

Первый электровоз, разработанный в СССР, 17 таких локомотивов заменили на горных участках 42 паровоза серии Э.


мощность

конструкционная
скорость

выпускался

всего выпущено

ВЛ22

От ВЛ19 он отличался большей нагрузкой на ось, улучшенной компоновкой оборудования и высокой ремонтопригодностью. Один из таких электровозов эксплуатировался ещё в 2017 г. в Челябинске.


мощность

конструкционная
скорость

выпускался

всего выпущено


01
07


ПАРОВОЗЫ СЕРИИ Э:
«РАБОЧАЯ ЛОШАДКА»
ВОЙНЫ

Уникальное сочетание технических качеств сделало эти паровозы основой прифронтового транспорта. Это был самый распространённый локомотив в паровозных колоннах особого резерва.
Паровоз Э
(«Эховский, Эхо, Эшка, Эшак»)
  • Простота конструкции
  • Неприхотливость к топливу
  • Высокая ремонтопригодность
  • Небольшая нагрузка на ось
  • Выживаемость при повреждениях

мощность

осевая
формула

скорость
(макс.)

выпускался


прифронтовых перевозок было выполнено на этом типе локомотива

абсолютный мировой рекорд по количеству выпущенных локомотивов

ТЯЖЁЛЫЕ
ГРУЗОВЫЕ
ПАРОВОЗЫ

Применялись в основном в тылу. Обслуживали предприятия угольной, металлургической и оборонной промышленности.
Паровоз СО
(«Серго Орджоникидзе»)

Созданы на основе паровозов серии Э. Обладали более высокой скоростью, требовали меньшего числа остановок для заправки водой.

мощность

осевая
формула

скорость
(макс.)

выпускался

всего
выпущено

Паровоз ФД
(«Феликс Дзержинский»)

Один из самых мощных советских серийных паровозов с самой высокой силой тяги. Эти паровозы водили тяжёлые составы с углём, металлом, сырьём и рудой, преимущественно между Уралом и Кузбассом, а также между главными производствами в тылу.

мощность

осевая
формула

скорость
(макс.)

выпускался

всего
выпущено

ПАССАЖИРСКИЕ
ПАРОВОЗЫ

Водили военно-санитарные поезда и доставляли к линии фронта воинские эшелоны с бойцами.
Паровоз Су
(«Сормовский усиленный»)

Первый универсальный паровоз для пассажирских поездов пригородного и дальнего следования, созданный в СССР. Основа всего пассажирского движения в военные годы. Обладал оптимальным сочетанием высокой скорости, топливной экономичности и простоты обслуживания.

мощность

осевая
формула

скорость
(макс.)

выпускался

всего
выпущено

Паровоз ИС
(«Иосиф Сталин»)

Самый мощный пассажирский паровоз в истории советского паровозостроения. Водил составы на главных магистралях с хорошим качеством путей и топлива. На советском нагрудном знаке «Почётному железнодорожнику» изображён именно паровоз ИС.

мощность

осевая
формула

скорость
(макс.)

выпускался

всего
выпущено

ПАРОВОЗЫ
СЕРИИ ЕА
И ЕМ (США)

Строились в США по советским чертежам. Работали на Транссибе и тыловых магистралях СССР, высвобождая в конце войны паровозы Э и СО для работы на прифронтовых линиях.


Паровозы Еа и Ем


мощность

осевая
формула

скорость
(макс.)

выпускался на заводах
ALCO и Baldwin

всего
выпущено

* Ещё 352 паровоза было поставлено в 1946–1947 гг.

ПАРОВОЗЫ
СЕРИИ ЕА
И ЕМ (США)

Для доставки паровозов морем были переоборудованы четыре советских лесовоза. Суда смогли принимать на борт по 18 паровозов. 7 июня 1944 г. первые паровозы прибыли во Владивосток.


«Клара Цеткин»
(капитан К. Бадигин)

«Максим Горький»
капитан А. Полковский

«Севзаплес»
капитан И. Карасев

«Комилес»
капитан А. Бородин

ТРОФЕЙНЫЕ
ЛОКОМОТИВЫ

Более 2200 локомотивов противника стали военными трофеями. Они начали поступать после победы в Сталинградской битве (начало 1943 г.), после перешивки на колею 1524 мм водили советские поезда.
Самый распространённый трофейный локомотив – немецкий «военный паровоз» тип 52. Конструкторы взяли за основу паровоз тип 50 и максимально его упростили, понизив расчётный срок эксплуатации до 5 лет.


расчетный срок эксплуатации


локомотивов противника стали военными трофеями

использование цветных металлов для производства паровозов

ТРОФЕЙНЫЕ
ЛОКОМОТИВЫ

Более 2200 локомотивов противника стали военными трофеями. Они начали поступать после победы в Сталинградской битве (начало 1943 г.), после перешивки на колею 1524 мм водили советские поезда.
Паровоз получил индекс ТЭ

На железных дорогах страны эксплуатировался вплоть до середины 1970-х гг.

мощность


осевая формула


скорость (макс.)


выпускался на заводах Германии




Капитан лесовоза «Клара Цеткин» Г. С. Бадигин

«Над высоким причалом возвышалась лишь судовая труба и сухопарники паровозов. Теплоход сидел совсем низко... Это щекотало нервы».

«Паровозы принимал генерал-железнодорожник, неустанно повторявший:
— Для нас твои паровозы, Константин Сергеевич, дороже хлеба. Подвозить на фронт много приходится. Вот окончим войну, мы тебе, Константин Сергеевич, дадим звание почётного железнодорожника.».

01
02


ПАРОВОЗНЫЕ
КОЛОННЫ
ОСОБОГО
РЕЗЕРВА

Это новая в условиях войны мобильная форма организации транспорта в прифронтовой зоне, которую разработал нарком А. В. Хрулёв. Эти колонны собирали большей частью из свободных паровозов, эвакуированных с захваченных территорий. Они подчинялись напрямую командующему фронта как отдельное транспортное соединение, не привязывались к стационарным депо и всегда перемещались вместе с войсками. В нужный момент такую колонну отправляли на важный участок фронта – это позволяло очень оперативно перебросить войска, технику или конкретный груз.

паровозных колонн было сформировано в годы войны


входило в состав колонн


Ключевым преимуществом колонн был ремонт «на ходу», тогда как паровозы противника были привязаны к стационарным депо. Колонны могли передвигаться вслед за наступающими войсками, так как имели технические резервы для быстрого ремонта повреждённых путей и состояли в основном из лёгких паровозов.

Первые паровозные колонны начали формироваться летом 1942 г.

ПАРОВОЗНЫЕ
КОЛОННЫ
ОСОБОГО
РЕЗЕРВА

Это новая в условиях войны мобильная форма организации транспорта в прифронтовой зоне, которую разработал нарком А. В. Хрулёв. Эти колонны собирали большей частью из свободных паровозов, эвакуированных с захваченных территорий. Они подчинялись напрямую командующему фронта как отдельное транспортное соединение, не привязывались к стационарным депо и всегда перемещались вместе с войсками. В нужный момент такую колонну отправляли на важный участок фронта – это позволяло очень оперативно перебросить войска, технику или конкретный груз
Структура паровозной колонны:


К каждому локомотиву
прикреплялась специальная
комплексная бригада
обслуживания

по 2 сменных бригады
на перевоз и проводник

штаб, кухня-столовая,
красный уголок, склад
запчастей, вагон-баня
и вагон-мастерская



К каждому локомотиву
прикреплялась специальная
бригада обслуживания

штаб, кухня-столовая,
склад запчастей,
вагон-мастерская


«ТЕПЛУШКА»

перевозил 2-осный Нормальный Товарный Вагон (НТВ)
В военное время пассажирские вагоны были отданы раненым, и основным средством перевозки войск стали переоборудованные товарные вагоны – некомфортные, но универсальные. Именно они эвакуировали гражданское население и доставляли бойцов на фронт. Простые в конструкции и легко ремонтируемые вагоны за время войны перевезли около 300 миллионов солдат и мирных граждан нашей страны.


Михаил Лукинов

«Когда топили печурки, то наверху было жарко, а внизу – холодно. Моё место было на второй полке, около маленького окошка, стекло которого было покрыто льдом. Однажды ночью, во время сна, клок моих волос примёрз ко льду стекла».

01
02


БРОНЕПОЕЗДА
В ГОДЫ
ВОЙНЫ

В состав бронепоезда входили бронепаровоз и контрольные платформы. Бронепаровоз – это самый обычный серийный паровоз (чаще всего серии «Ов», или «овечка»), на который в заводских или даже кустарных условиях устанавливали броню. Бронированный локомотив обычно располагался в середине состава. Благодаря этому бронепоезд имел меньше шансов лишиться паровоза из-за заложенной на путях взрывчатки. Артиллерийские бронеплощадки представляли собой укреплённые двух- или четырёхосные железнодорожные платформы, на которые монтировались орудийные башни, закрытые бронированным коробом.

В годы войны на всех фронтах действовало:


лёгких и тяжёлых бронепоездов


из них к концу войны осталось


зенитных бронепоездов, защищавших обычные составы от атак с воздуха

БРОНЕПОЕЗДА
В ГОДЫ
ВОЙНЫ

В состав бронепоезда входили бронепаровоз и контрольные платформы. Бронепаровоз – это самый обычный серийный паровоз (чаще всего серии «Ов», или «овечка»), на который в заводских или даже кустарных условиях устанавливали броню. Бронированный локомотив обычно располагался в середине состава. Благодаря этому бронепоезд имел меньше шансов лишиться паровоза из-за заложенной на путях взрывчатки. Артиллерийские бронеплощадки представляли собой укреплённые двух- или четырёхосные железнодорожные платформы, на которые монтировались орудийные башни, закрытые бронированным коробом.

Бронепоезд назван в честь героя Гражданской войны Анатолия Железнякова.


удостоился собственного имени у немцев – «Зелёный призрак»
Одним из самых знаменитых бронепоездов Великой Отечественной стал «Железняков», защищавший Севастополь в 1941–1942 гг.


был погребён в тоннеле при артобстреле тяжёлыми снарядами – за неделю до трагического конца обороны Севастополя

В. Гинзбург

«Я находился на бронеплощадке, подавал снаряды к орудию. Немцы устроили на станцию массированный дневной налёт. Одна из бомб, весом полтонны, упала рядом с платформой, на которой находилось наше орудие, и весь наш расчёт сильно контузило. Первые четыре дня я ничего не слышал, не понимал, что мне говорят. Через неделю почти оклемался. Мне рассказали, что во время налёта наши зенитчики из взвода счетверённых пулемётов сбили два „Ю-87“»


Далее: Победный 45-й