Мы подготовили выставку «Дороги Победы», чтобы почтить память тех, кто своим самоотверженным трудом внес вклад в разгром фашистской Германии. На основе архивных материалов мы создали графический рассказ о колоссальном значении железнодорожного транспорта в ведении войны, постарались раскрыть сложность и многогранность трудового и ратного подвига наших соотечественников — от медсестер в санитарном поезде до наркомов путей сообщения. В дни Великой Отечественной войны, когда на карту было поставлено само выживание страны, большую роль в достижении Победы сыграла способность государства поддерживать транспортную инфраструктуру, и прежде всего — работоспособность железных дорог. На них выпало 70% всех воинских перевозок за четыре года. Именно они обеспечили эвакуацию страны на восток и снабжение фронтов войсками, продовольствием, боеприпасами, горючим и техникой.
«Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации, а иногда и артиллерии, проявили массовый героизм и законно заслужили признательность Красной Армии и всего советского народа».
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Мы решили не ограничиваться плакатной формой выставки и подготовили целую серию лекций — о ключевых фактах и событиях войны, о подвижном составе и наркомах, эвакуации промышленных предприятий, снабжении войск в Московской и других битвах. Вы можете прослушать эти лекции
перейдя по ссылке.
Давайте вместе вспомним тех, кто вел поезда с углем и танками, подрывал и восстанавливал мосты, лечил раненых, разгружал вагоны с боеприпасами под жестокими бомбежками. Они достойны того, чтобы их помнили, а мы своими делами постараемся быть достойными их.
В суровые военные годы женщины трудились вместе с мужчинами в том числе в самых тяжелых условиях. Они работали сцепщиками, путейцами, кондукторами, связистами, дежурными по станциям и машинистами паровозов.
01
04
Елена Чухнюк
12.03.1917 - 10.05.2014
Старший машинист паровозной колонны особого резерва фронта. В 1942 году во время налета немецкой авиации на станцию «Петров Вал» бомба буквально разворотила паровозный тендер.Взрывной волной Елену оглушило, а осколком ранило в ногу. Однако девушка вместе со своими помощниками под разрывами вражеских бомб «растаскивала» вагоны и спасала бесценный груз.
Звание героя присвоено в 1943 году.
Антонина Александрова
20.02.1920 - 19.07.1949
В 16 лет она стала работать на станции «Ленинград-Варшавский» Октябрьской железной дороги. В июне 1943 года к станции подошел эшелон с ранеными бойцами, а входная стрелка оказалась поврежденной. Санитарный поезд стал хорошей мишенью для вражеских летчиков. Под бомбежкой и артиллерийским обстрелом, рискуя жизнью, Антонина исправила стрелку и обеспечила быстрый прием и отправление поезда. Звание героя присвоено в 1943 году.
Анна Жаркова
12 (25).08.1918 - 10.06.1994
Была дежурной по станции «Африканда» Кировской железной дороги в Мурманской области. На стрелочницах лежала большая ответственность, особенно при отсутствии автоблокировки и централизованного перевода стрелок. Нужно было принять поезд с боеприпасами, боевой техникой и людьми, перевести несколько стрелок, чтобы отправить эшелон в лесной тупик и обеспечить паровозу путь из депо к поезду. Работали круглосуточно, зимой и летом, под открытым небом, в любую погоду, и это в Заполярье! Анна неоднократно проявляла героизм, продолжая работать даже во время бомбежек. Однажды в ходе очередной бомбежки она получила ранения обеих ног и всё равно не покинула свой пост! Звание героя присвоено в 1943 году.