Дороги Победы




Вернуться на главную
страницу




Мы подготовили выставку «Дороги Победы», чтобы почтить память тех, кто своим самоотверженным трудом внес вклад в разгром фашистской Германии. На основе архивных материалов мы создали графический рассказ о колоссальном значении железнодорожного транспорта в ведении войны, постарались раскрыть сложность и многогранность трудового и ратного подвига наших соотечественников — от медсестер в санитарном поезде до наркомов путей сообщения. В дни Великой Отечественной войны, когда на карту было поставлено само выживание страны, большую роль в достижении Победы сыграла способность государства поддерживать транспортную инфраструктуру, и прежде всего — работоспособность железных дорог. На них выпало 70% всех воинских перевозок за четыре года. Именно они обеспечили эвакуацию страны на восток и снабжение фронтов войсками, продовольствием, боеприпасами, горючим и техникой.
«Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации, а иногда и артиллерии, проявили массовый героизм и законно заслужили признательность Красной Армии и всего советского народа».

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Мы решили не ограничиваться плакатной формой выставки и подготовили целую серию лекций — о ключевых фактах и событиях войны, о подвижном составе и наркомах, эвакуации промышленных предприятий, снабжении войск в Московской и других битвах. Вы можете прослушать эти лекции перейдя по ссылке.

Давайте вместе вспомним тех, кто вел поезда с углем и танками, подрывал и восстанавливал мосты, лечил раненых, разгружал вагоны с боеприпасами под жестокими бомбежками. Они достойны того, чтобы их помнили, а мы своими делами постараемся быть достойными их.





ЭВАКУАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ВОСТОК


Перевозки шли круглые сутки и часто под огнем противника. Бригады поездов начали водить эшелоны не на отдельных участках, как раньше, а по всему маршруту – на тысячи километров. Для этого к поезду прикреплялся специальный «турный» вагон – там бригады посменно отдыхали, не останавливая движение локомотива. Это позволило за 2-е полугодие 1941 года вывезти в восточную часть страны 2593 крупных предприятия важнейших оборонных отраслей промышленности.

Сборка самоходных
артиллерийских установок
в Нижнем Тагиле
Для эвакуации в 1941 году привлекли 1,5 миллиона вагонов.

Построенные в одну линию, эти вагоны заняли бы путь в 33 тыс. км – это 5 расстояний от Москвы до Владивостока.

ЭВАКУАЦИЯ ТАНКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

01
02


До начала войны танковая промышленность размещалась в 3 районах: южном (Харьков), центральном (Москва) и северо-западном (Ленинград). Стремительная потеря территории потребовала экстренных мер по эвакуации этих заводов.
началась эвакуация Кировского и Ижорского заводов из Ленинграда. Она была произведена лишь частично в связи с блокадой города.
завод в Нижнем Тагиле запустил серийное производство и собрал первые 25 танков на оборудовании, эвакуированном из Харькова, Мариуполя и Москвы. В военные годы нижнетагильский завод собрал 25 266 легендарных Т-34, то есть каждый второй Т-34, участвовавший в боевых действиях в 1942-1945 гг.
В ходе эвакуации решались сложнейшие задачи. Из Мариуполя был вывезен гигантский прокатный стан для бронекорпусов. Для этого потребовалось 800 вагонов и 16 составов! На восток был вывезен и гигантский пресс фирмы «Шлеман» весом 2300 т.
Сборка танков
в Нижнем Тагиле
Чтобы продолжать производить танки и самоходные артиллерийские установки, нужно было эвакуировать не только сами танковые заводы, но и смежные предприятия, выпускавшие броневые корпуса, оптику, двигатели.

Несмотря на критическую обстановку на фронте, к началу 1942 года были созданы две новые крупнейшие танковые базы в Челябинске и Нижнем Тагиле. Именно они позволили дать фронту легендарный танк Т-34.

ЭВАКУАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

01
02


С июля по декабрь 1941 г. в эвакуацию было направлено 118 авиапредприятий - это 85% всего авиапрома страны.

Производство самолетов начали буквально в чистом поле. На месте будущего завода выгружали оборудование, и сборка начиналась практически под открытым небом.
Производство Ил-2
в Куйбышеве
Завод №18 в Воронеже производил самый массовый штурмовик в истории авиации – ИЛ-2. Конструкторы называли его «летающим танком», а пилоты противника – «бетонным самолетом» за особую живучесть. В начале октября завод начали спешно вывозить в Куйбышев (Самару), и уже через 60 дней он выпустил первые самолеты, которые вступили в битву за Москву.
С июля по декабрь 1941 г. В эвакуацию было направлено 118 авиапредприятий - это 85% всего авиапрома страны.

Производство самолетов начали буквально в чистом поле. На месте будущего завода выгружали оборудование, и сборка начиналась практически под открытым небом.
Завод №18

«Некоторые корпуса еще не начали строить. Железнодорожные пути были проложены внутри ряда цехов, что облегчало разгрузку оборудования».

Нарком авиапромышленности А. И. Шахурин

ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ВОСТОЧНЫЕ РАЙОНЫ 1941-1942

01
02


Эвакуация гражданского населения – это один из ключевых факторов победы в войне: она позволила сохранить тысячи жизней и в короткие сроки восстановить производство в тылу. В условиях стремительной потери территории и полного господства в воздухе вражеской авиации людей вывозили в непрерывном режиме, круглосуточно. Для эвакуации было использовано более половины вагонного состава страны.
было эвакуировано на восток по железным дорогам всего – около 25 млн.чел.
Если эти вагоны развернуть в непрерывную цепь на Транссибе, получился бы состав длиной 7800 километров, от Перми до Владивостока.
На всем пути следования эвакоэшелонов было организовано
- регистрация эвакуированных
- оформление документов
- материальная помощь
- медико-санитарное обслуживание
- политико-просветительская работа
каждый из которых отпускал не менее 3 тысяч горячих блюд в сутки. Питание выдавалось бесплатно два раза в день.

ЭВАКУАЦИЯ ЛЕНИНГРАДЦЕВ НА ВОСТОК

01
02


Наталья Борисова
(Воробьева)
Еще 175 тысяч детей эвакуировали в область, но к сентябрю 1941 они вернулись в Ленинград, поскольку область уже была оккупирована.

«О нашем путешествии я не могу составить связный рассказ, т. к. в моей памяти остались от него лишь некоторые эпизоды. Помню, как мы шли пешком по заснеженному Ленинграду. Помню наш переезд по Ладожскому озеру. Всех эвакуированных вместе с вещами втолкнули в открытый кузов грузовика и накрыли брезентом. Я всю эту дорогу простояла на коленях, упираясь в пол руками (устроиться более удобно не было места). Под брезентом – полная темнота. А над брезентом проносились снаряды и падали невдалеке от грузовика. Сколько времени продолжался этот переезд, я не могу сказать – время остановилось. Как мы уцелели и не попали под лед...?»

жительница блокадного Ленинграда Н. П. Борисова (Воробьева)
Блокада Ленинграда - один из самых жестоких примеров геноцида. За 872 дня в городе погибло более 600 000 жителей. Эвакуировать людей в условиях блокады, под постоянным обстрелом авиации, было невероятно тяжело. Ослабленные голодом, они даже после эвакуации умирали, не выдержав такого напряжения. После начала блокады жителей вывозили в основном на грузовиках. В сентябре 1941 после контрудара советской армии появилась возможность построить дополнительную железнодорожную ветку. За полтора года из осажденного города вывезли более полутора миллиона человек. Железнодорожники практически с нуля создали транспортную магистраль, способную принять этот поток.
Блокадников, вывезенных из Ленинграда, отправляли железной дорогой в тыл, в самые разные области и республики страны. Люди были истощены до предела и могли не перенести длительного пути. Поэтому на пути от Ладоги и Тихвина к Уралу работали эвакопункты с горячим питанием и медпомощью, эшелонов с эвакуированными были сотни.
Три волны эвакуации из Ленинграда



Далее: КУРСКАЯ ДУГА И ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА