Дороги Победы




Вернуться на главную
страницу




Мы подготовили выставку «Дороги Победы», чтобы почтить память тех, кто своим самоотверженным трудом внес вклад в разгром фашистской Германии. На основе архивных материалов мы создали графический рассказ о колоссальном значении железнодорожного транспорта в ведении войны, постарались раскрыть сложность и многогранность трудового и ратного подвига наших соотечественников — от медсестер в санитарном поезде до наркомов путей сообщения. В дни Великой Отечественной войны, когда на карту было поставлено само выживание страны, большую роль в достижении Победы сыграла способность государства поддерживать транспортную инфраструктуру, и прежде всего — работоспособность железных дорог. На них выпало 70% всех воинских перевозок за четыре года. Именно они обеспечили эвакуацию страны на восток и снабжение фронтов войсками, продовольствием, боеприпасами, горючим и техникой.
«Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации, а иногда и артиллерии, проявили массовый героизм и законно заслужили признательность Красной Армии и всего советского народа».

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Мы решили не ограничиваться плакатной формой выставки и подготовили целую серию лекций — о ключевых фактах и событиях войны, о подвижном составе и наркомах, эвакуации промышленных предприятий, снабжении войск в Московской и других битвах. Вы можете прослушать эти лекции перейдя по ссылке.

Давайте вместе вспомним тех, кто вел поезда с углем и танками, подрывал и восстанавливал мосты, лечил раненых, разгружал вагоны с боеприпасами под жестокими бомбежками. Они достойны того, чтобы их помнили, а мы своими делами постараемся быть достойными их.





КУРСКАЯ ДУГА: СНАБЖЕНИЕ АРМИИ


Курская битва (5 июля – 23 августа 1943) – это одно из самых масштабных сражений Великой Отечественной войны. В нем участвовало 20% от общей численности всей Красной Армии. Для подготовки к сражению нужно было организовать непрерывное снабжение и подвоз резервов сразу для 8 армий. Для этого в ускоренном режиме построили дополнительную железнодорожную ветку и создали тем самым кольцевую одностороннюю линию, которая бесперебойно снабжала два фронта. Это обеспечило не только оборонительную фазу Курской битвы, но и контрнаступление, которое не прекращалось с этого момента вплоть до 1945 года.

01
02




базировались на одной линии Касторная – Курск – Льгов.

Это позволило создать кольцевой односторонний железнодорожный поток, который круглосуточно снабжал армии.



подготовка к Курской битве и само сражение

Объемы подвезенной военной техники при подготовке к битвам: (эшелоны без войск и снабжения)

01
02


ОПЕРАЦИЯ «РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА»

3 августа – 15 сентября 1943

Чтобы фашистам было труднее подавать снабжение и перебрасывать резервы, во время контрнаступления советской армии под Курском, партизаны начали операцию «Рельсовая война» – подрыв железных дорог и уничтожение подвижного состава на территории Украины, Белоруссии и в оккупированных областях России.

Операция длилась с 3 августа по 15 сентября 1943 года.

партизанских бригад и отдельных отрядов – общей численностью около 100 000 человек




На многих железных дорогах Белоруссии движение прекратилось на срок от 3 до 15 суток, а в районе Могилёва и Полоцка – на весь август.

сократились оперативные перевозки


путей подорвано

гитлеровских эшелонов пущено под откос

бронепоезда пущено под откос

ОПЕРАЦИЯ «КОНЦЕРТ»

Это продолжение операции «Рельсовая война» в рамках общего наступления советской армии на всех фронтах.

Цель:

нарушить железнодорожные коммуникации противника, чтобы помешать ему отразить наступление советской армии на Смоленск и Гомель и тем самым обеспечить выход к берегам Днепра и Десны.

Подготовка взрыва

В ходе операции:

рельсов подорвано
Белорусские партизаны подорвали:

рельсов

поезд

гарнизонов

железнодорожных моста


партизан
В. Ф. Фёдоров

«Бригада выходила на дорогу отдельными отрядами. Одновременно выводилось из строя 10-15 км пути. Для этого выбранный участок между группами подрывников делился на отрезки по 300-500 метров. На отрезке две группы действовали с разных сторон, сходясь к центру. Первый член группы лопаткой отгребал песок, второй клал толовые шашки в виде куриного яйца, третий вставлял капсюль с бикфордовым шнуром, четвертый его поджигал. Прикрывали все действие группы прикрытия. Рельс взрывали в трех местах: в начале, в середине и в конце».

генерал пехоты вермахта
Курт Типпельскирх

«Негустая и поэтому до предела перегруженная железнодорожная сеть, пропускная способность которой, и без того незначительная в районе Припятских болот, еще больше снижалась, в результате ожесточенной деятельности партизан, вряд ли могла обеспечить подвоз всего необходимого для этой армии. Переброска выделенных сил осуществлялась черепашьими темпами, что до предела напрягало нервы командования».

Далее: БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА