Мы подготовили выставку «Дороги Победы», чтобы почтить память тех, кто своим самоотверженным трудом внес вклад в разгром фашистской Германии. На основе архивных материалов мы создали графический рассказ о колоссальном значении железнодорожного транспорта в ведении войны, постарались раскрыть сложность и многогранность трудового и ратного подвига наших соотечественников — от медсестер в санитарном поезде до наркомов путей сообщения. В дни Великой Отечественной войны, когда на карту было поставлено само выживание страны, большую роль в достижении Победы сыграла способность государства поддерживать транспортную инфраструктуру, и прежде всего — работоспособность железных дорог. На них выпало 70% всех воинских перевозок за четыре года. Именно они обеспечили эвакуацию страны на восток и снабжение фронтов войсками, продовольствием, боеприпасами, горючим и техникой.
«Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации, а иногда и артиллерии, проявили массовый героизм и законно заслужили признательность Красной Армии и всего советского народа».
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Мы решили не ограничиваться плакатной формой выставки и подготовили целую серию лекций — о ключевых фактах и событиях войны, о подвижном составе и наркомах, эвакуации промышленных предприятий, снабжении войск в Московской и других битвах. Вы можете прослушать эти лекции
перейдя по ссылке.
Давайте вместе вспомним тех, кто вел поезда с углем и танками, подрывал и восстанавливал мосты, лечил раненых, разгружал вагоны с боеприпасами под жестокими бомбежками. Они достойны того, чтобы их помнили, а мы своими делами постараемся быть достойными их.
Наивысшая интенсивность работы железных дорог для фронта была достигнута в 1944 году: каждые сутки формировалось в среднем 346 эшелонов с войсками, техникой или боеприпасами. На все фронты и флоты действующей армии подавалось по 15 700 вагонов в сутки.
Очень большое беспокойство у советского командования вызывал незащищенный однопутный Амурский мост у Хабаровска. Он находился всего в 40 км от границы с враждебной Маньчжоу-Го, где стояла японская Квантунская армия (союзник Германии). Даже небольшой авианалет с бомбежкой моста мог вывести Транссибирскую магистраль из строя на год и более – и тем самым отрезать все Приморье и Владивосток.
Поэтому уже в 1937 году начали строить дублер этого моста – подводный тоннель. Его строили московские метростроевцы и железнодорожные войска, с привлечением заключенных.
В общей сложности на объекте было занято 5500 человек в год. И как раз к началу войны тоннель был готов: первый поезд прошел 20 июля 1941 года.