Дороги Победы




Вернуться на главную
страницу




Мы подготовили выставку «Дороги Победы», чтобы почтить память тех, кто своим самоотверженным трудом внес вклад в разгром фашистской Германии. На основе архивных материалов мы создали графический рассказ о колоссальном значении железнодорожного транспорта в ведении войны, постарались раскрыть сложность и многогранность трудового и ратного подвига наших соотечественников — от медсестер в санитарном поезде до наркомов путей сообщения. В дни Великой Отечественной войны, когда на карту было поставлено само выживание страны, большую роль в достижении Победы сыграла способность государства поддерживать транспортную инфраструктуру, и прежде всего — работоспособность железных дорог. На них выпало 70% всех воинских перевозок за четыре года. Именно они обеспечили эвакуацию страны на восток и снабжение фронтов войсками, продовольствием, боеприпасами, горючим и техникой.
«Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации, а иногда и артиллерии, проявили массовый героизм и законно заслужили признательность Красной Армии и всего советского народа».

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Мы решили не ограничиваться плакатной формой выставки и подготовили целую серию лекций — о ключевых фактах и событиях войны, о подвижном составе и наркомах, эвакуации промышленных предприятий, снабжении войск в Московской и других битвах. Вы можете прослушать эти лекции перейдя по ссылке.

Давайте вместе вспомним тех, кто вел поезда с углем и танками, подрывал и восстанавливал мосты, лечил раненых, разгружал вагоны с боеприпасами под жестокими бомбежками. Они достойны того, чтобы их помнили, а мы своими делами постараемся быть достойными их.





ИНТЕНСИВНОСТЬ ПЕРЕВОЗОК В ВОЙНУ


Наивысшая интенсивность работы железных дорог для фронта была достигнута в 1944 году: каждые сутки формировалось в среднем 346 эшелонов с войсками, техникой или боеприпасами. На все фронты и флоты действующей армии подавалось по 15 700 вагонов в сутки.


1943 г. Следование эшелонов на Курский выступ
Число воинских эшелонов, поданных к фронту или переброшенных на другие участки:


«…Практически во всех стратегических наступательных операциях по восстановленным, что называется, на живую нитку фронтовым путям сообщения, приходилось выполнять воинские перевозки в размерах, значительно превышавших номинальную пропускную и провозную способность линий и узлов. (…) В частности, на железных дорогах для ускорения продвижения поездов были применены такие новые методы эксплуатации, как: отправление поездов вслед в дневное и ночное время на всех перегонах вне зависимости от профиля пути, движение по « живой блокировке» и караванным способом, отправление сдвоенных поездов, применение двойной тяги и непарного графика, широкое использование движения по обоим путям в одном направлении на двухпутных линиях».

Нарком путей сообщения И. В. Ковалёв
01
02


ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Авианалеты:


налета на железнодорожные объекты


фугасных бомб


зажигательных бомб


потери личного состава железнодорожных войск
В годы войны транспортная система страны несла огромные потери. В тяжелейших условиях и даже в ходе боев воины-железнодорожники и спецформирования наркомата путей сообщения ремонтировали и строили заново пути, станции и депо. Некоторые линии восстанавливались дважды и даже трижды.

Разрушено:

Восстановлено:
01
02


ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ
Что построили в военные годы

Война стала очень серьезным испытанием для транспортной системы страны. Многие направления, строительство которых началось еще до войны, пришлось заканчивать срочно и с наивысшим напряжением сил. Особую роль во время войны сыграли Северо-Печорская магистраль, давшая стране уголь вместо потерянного Донбасса, Волжская рокада, позволившая накопить силы для Сталинградского контрнаступления и окружения 6-й армии вермахта, и, конечно, «Дорога Победы» на Ленинград.
Важнейшие стратегические линии, введенные в строй в войну:



Что построили в военные годы

Война стала очень серьезным испытанием для транспортной системы страны. Многие направления, строительство которых началось еще до войны, пришлось заканчивать срочно и с наивысшим напряжением сил. Особую роль во время войны сыграли Северо-Печорская магистраль, давшая стране уголь вместо потерянного Донбасса, Волжская рокада, позволившая накопить силы для Сталинградского контрнаступления и окружения 6-й армии вермахта, и, конечно «Дорога Победы» на Ленинград.
Всего было введено в строй 8 146 км новых линий общего назначения


АМУРСКИЙ ПОДВОДНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ


Очень большое беспокойство у советского командования вызывал незащищенный однопутный Амурский мост у Хабаровска. Он находился всего в 40 км от границы с враждебной Маньчжоу-Го, где стояла японская Квантунская армия (союзник Германии). Даже небольшой авианалет с бомбежкой моста мог вывести Транссибирскую магистраль из строя на год и более – и тем самым отрезать все Приморье и Владивосток.

Поэтому уже в 1937 году начали строить дублер этого моста – подводный тоннель. Его строили московские метростроевцы и железнодорожные войска, с привлечением заключенных.
В общей сложности на объекте было занято 5500 человек в год. И как раз к началу войны тоннель был готов: первый поезд прошел 20 июля 1941 года.

Амурский мост


Подводный дублер Амурского моста – самый длинный железнодорожный тоннель СССР


Схема Амурского подводного тоннеля: ВШ – ось вентиляционной шахты


В годы войны подходы к Амурскому мосту и тоннелю строго охранялись – с мощной ПВО по обоим берегам. Звездный час Амурского тоннеля наступил в 1945 году. Перед началом войны с Японией тоннель переоборудовали для пропуска военной техники, и он сыграл важнейшую роль в переброске войск на Дальний Восток и подготовке Маньчжурской наступательной операции.

длина тоннеля


длина подрусловой части


максимальная глубина заложения подрусловой части

Наибольший уклон в профиле – 13 тысячных. Закачано бетона при строительстве – 137,6 тыс. кубометров