Мы подготовили выставку «Дороги Победы», чтобы почтить память тех, кто своим самоотверженным трудом внес вклад в разгром фашистской Германии. На основе архивных материалов мы создали графический рассказ о колоссальном значении железнодорожного транспорта в ведении войны, постарались раскрыть сложность и многогранность трудового и ратного подвига наших соотечественников — от медсестер в санитарном поезде до наркомов путей сообщения. В дни Великой Отечественной войны, когда на карту было поставлено само выживание страны, большую роль в достижении Победы сыграла способность государства поддерживать транспортную инфраструктуру, и прежде всего — работоспособность железных дорог. На них выпало 70% всех воинских перевозок за четыре года. Именно они обеспечили эвакуацию страны на восток и снабжение фронтов войсками, продовольствием, боеприпасами, горючим и техникой.
«Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации, а иногда и артиллерии, проявили массовый героизм и законно заслужили признательность Красной Армии и всего советского народа».
Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Мы решили не ограничиваться плакатной формой выставки и подготовили целую серию лекций — о ключевых фактах и событиях войны, о подвижном составе и наркомах, эвакуации промышленных предприятий, снабжении войск в Московской и других битвах. Вы можете прослушать эти лекции
перейдя по ссылке.
Давайте вместе вспомним тех, кто вел поезда с углем и танками, подрывал и восстанавливал мосты, лечил раненых, разгружал вагоны с боеприпасами под жестокими бомбежками. Они достойны того, чтобы их помнили, а мы своими делами постараемся быть достойными их.
Советская («союзная») колея отличалась от европейской («стефенсоновской») расстоянием между рельсами. Первая имела ширину 1524 мм, а вторая – 1435 мм. Соответственно, без перестановки колёсных пар советские паровозы и вагоны не могли двигаться по железнодорожным путям Центральной Европы – и наоборот.
На оккупированных территориях немцы «перешивали» железнодорожные линии на европейский стандарт
и эксплуатировали на советских магистралях собственные паровозы
и вагоны. Советская армия, перейдя
в наступление, «перешивала» рельсы обратно – на «союзную» колею.
В 1944–1945 гг. «союзную» колею продолжили и в Европу, вслед за линией фронта, — это нужно было
для быстрого снабжения войск боеприпасами и новыми пополнениями.
На 1524 мм «перешили» две магистральных линии:
Брест - Варшава - Познань - Франкфурт-на-Одере - Берлин.
Львов - Перемышль - Краков - Вроцлав - Дрезден
Сразу же по окончании войны
был запущен прямой курьерский поезд № 1/2 сообщением Берлин – Москва. Его использовали дипломаты
и специалисты народного хозяйства, командированные
в Германию, командный состав советской армии
и иностранные подданные, направлявшиеся в СССР.
Поезд шёл от Москвы до Берлина 72 часа, до Варшавы – 50 часов. Колесную базу менять не приходилось.