Дороги Победы




Вернуться на главную
страницу




Мы подготовили выставку «Дороги Победы», чтобы почтить память тех, кто своим самоотверженным трудом внес вклад в разгром фашистской Германии. На основе архивных материалов мы создали графический рассказ о колоссальном значении железнодорожного транспорта в ведении войны, постарались раскрыть сложность и многогранность трудового и ратного подвига наших соотечественников — от медсестер в санитарном поезде до наркомов путей сообщения. В дни Великой Отечественной войны, когда на карту было поставлено само выживание страны, большую роль в достижении Победы сыграла способность государства поддерживать транспортную инфраструктуру, и прежде всего — работоспособность железных дорог. На них выпало 70% всех воинских перевозок за четыре года. Именно они обеспечили эвакуацию страны на восток и снабжение фронтов войсками, продовольствием, боеприпасами, горючим и техникой.
«Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации, а иногда и артиллерии, проявили массовый героизм и законно заслужили признательность Красной Армии и всего советского народа».

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Мы решили не ограничиваться плакатной формой выставки и подготовили целую серию лекций — о ключевых фактах и событиях войны, о подвижном составе и наркомах, эвакуации промышленных предприятий, снабжении войск в Московской и других битвах. Вы можете прослушать эти лекции перейдя по ссылке.

Давайте вместе вспомним тех, кто вел поезда с углем и танками, подрывал и восстанавливал мосты, лечил раненых, разгружал вагоны с боеприпасами под жестокими бомбежками. Они достойны того, чтобы их помнили, а мы своими делами постараемся быть достойными их.





БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ – ВОКЗАЛ ПОБЕДЫ


26 июня 1941 года – на пятый день войны – Краснознамённый ансамбль А. В. Александрова прямо на перроне Белорусского вокзала впервые сыграл песню «Священная война» – потому что именно здесь провожали эшелоны, уходившие на фронт. И именно здесь в июле 1945-го с цветами встречали победителей, возвращавшихся из Берлина. Так Белорусский вокзал стал символом победы – долгожданной, великой, одной на всех!

Современное здание
вокзала построено
в 1910-1912 гг.


МОСКВА – БЕРЛИН 1945: ПРЯМОЕ СООБЩЕНИЕ

Советская («союзная») колея отличалась от европейской («стефенсоновской») расстоянием между рельсами. Первая имела ширину 1524 мм, а вторая – 1435 мм. Соответственно, без перестановки колёсных пар советские паровозы и вагоны не могли двигаться по железнодорожным путям Центральной Европы – и наоборот. На оккупированных территориях немцы «перешивали» железнодорожные линии на европейский стандарт и эксплуатировали на советских магистралях собственные паровозы и вагоны. Советская армия, перейдя в наступление, «перешивала» рельсы обратно – на «союзную» колею. В 1944–1945 гг. «союзную» колею продолжили и в Европу, вслед за линией фронта, — это нужно было для быстрого снабжения войск боеприпасами и новыми пополнениями.
На 1524 мм «перешили» две магистральных линии:


Брест - Варшава - Познань - Франкфурт-на-Одере - Берлин.
Львов - Перемышль - Краков - Вроцлав - Дрезден
Сразу же по окончании войны был запущен прямой курьерский поезд № 1/2 сообщением Берлин – Москва. Его использовали дипломаты и специалисты народного хозяйства, командированные в Германию, командный состав советской армии и иностранные подданные, направлявшиеся в СССР.

Поезд шёл от Москвы до Берлина 72 часа, до Варшавы – 50 часов. Колесную базу менять не приходилось.


ПОЕЗД ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО — ТЕПЛОВОЗ ДА


Е. Халдей. ТАСС

Потсдамская конференция проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года — после победы над гитлеровской Германией и в преддверии вступления СССР в войну с Японией. Лидеры «Большой тройки» У. Черчилль, Т. Рузвельт и И. Сталин встретились, чтобы обсудить послевоенную программу безопасности в Европе и мире в целом. Руководитель СССР И. Сталин не любил летать самолётами и предпочёл поехать на конференцию на поезде. На одном из подъёмов паровоз забуксовал. Тогда на свой страх и риск сопровождающие заменили его на резервный американский тепловоз Да.
На подъезде к Барановичам кто-то из состава делегации обратил внимание Сталина на то, что в окна не летят ни дым, ни угольная пыль, что было обычным явлением при путешествии на паровозной тяге. На одной из ближайших станций, как вспоминали ветераны- железнодорожники, Сталин подошёл к локомотиву и поднялся в кабину.

« – Доедем мы на этой машине до Берлина? – спросил он у машиниста Кудрявкина.

– Не только до Берлина, — ответил Николай Иванович, – но и обратно в Москву вернёмся, товарищ Сталин».



Уже в августе 1945 года Сталин дал указание создать крупносерийное производство отечественных тепловозов. За образец был взят «американец» Да. В 1947–1950 годах в Харькове было выпущено около 300 тепловозов ТЭ1.

Американский тепловоз Да,
который вез И. Сталина
на Потсдамскую конференцию



Далее: ИТОГИ ВОЙНЫ