Дороги Победы




Вернуться на главную
страницу




Мы подготовили выставку «Дороги Победы», чтобы почтить память тех, кто своим самоотверженным трудом внес вклад в разгром фашистской Германии. На основе архивных материалов мы создали графический рассказ о колоссальном значении железнодорожного транспорта в ведении войны, постарались раскрыть сложность и многогранность трудового и ратного подвига наших соотечественников — от медсестер в санитарном поезде до наркомов путей сообщения. В дни Великой Отечественной войны, когда на карту было поставлено само выживание страны, большую роль в достижении Победы сыграла способность государства поддерживать транспортную инфраструктуру, и прежде всего — работоспособность железных дорог. На них выпало 70% всех воинских перевозок за четыре года. Именно они обеспечили эвакуацию страны на восток и снабжение фронтов войсками, продовольствием, боеприпасами, горючим и техникой.
«Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации, а иногда и артиллерии, проявили массовый героизм и законно заслужили признательность Красной Армии и всего советского народа».

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Мы решили не ограничиваться плакатной формой выставки и подготовили целую серию лекций — о ключевых фактах и событиях войны, о подвижном составе и наркомах, эвакуации промышленных предприятий, снабжении войск в Московской и других битвах. Вы можете прослушать эти лекции перейдя по ссылке.

Давайте вместе вспомним тех, кто вел поезда с углем и танками, подрывал и восстанавливал мосты, лечил раненых, разгружал вагоны с боеприпасами под жестокими бомбежками. Они достойны того, чтобы их помнили, а мы своими делами постараемся быть достойными их.





СТАЛЬНАЯ ТРАССА ЛЕНД-ЛИЗА


Ленд-лиз – государственная программа США по поставкам техники, амуниции и продовольствия союзникам во время войны.

01
02


CЕВЕР

В первый – самый трудный – год войны главным путем поступления грузов по ленд-лизу был Северный, или Арктический. Конвои союзников приходили в порты Мурманск и Архангельск, разгружались там и уходили обратно.

Далее оружие, снаряжение и продовольствие шли в страну по Кировской железной дороге из Мурманска и по Северной – из Архангельска. Грузы уходили на фронт и на заводы Урала, Сибири и Поволжья.

Первый конвой союзников пришел в Архангельск 31 августа 1941. Но уже осенью финские войска перерезали Кировскую железную дорогу в Карелии, и пришлось срочно достраивать линию, соединившую её с Северной железной дорогой.

ТРАНССИБ

Важнейшим каналом поступления ленд-лиза в страну был Тихоокеанский маршрут. Суда доставляли во Владивосток машины, оборудование, продовольствие, локомотивы, рельсы, алюминий, порох и многое другое. Дальше весь груз шел эшелонами по Транссибирской магистрали. Огромное значение имел тот факт, что уже перед войной, в начале 1941 г., Транссиб стал полностью двухпутным, рельсы были переложены под тяжелые паровозы и могли обеспечить движение длинных составов с большими объемами грузов.

В годы войны по ленд-лизу из США поставляли не только тушенку, но и консервированную ветчину со специями. Она называлась SPAM – от сокращения SPiced hAM – «ветчина со специями». Позднее (уже в 1960-1970-е гг.) эти консервы покупали бедные слои населения, и слово «спам» стало означать «заменитель», «заполнитель». Сегодня «спамом» мы называем «ненужный заполнитель», «навязчивую рекламу». Вот так удивительно изменилось значение этого слова за 70 лет.

Никита Хрущёв

«Ходило немало анекдотов, в том числе неприличных, об американской тушенке. И все-таки она была вкусной. Без нее нам было бы очень трудно кормить армию».

Далее: ЭВАКУАЦИЯ