Дороги Победы




Вернуться на главную
страницу




Мы подготовили выставку «Дороги Победы», чтобы почтить память тех, кто своим самоотверженным трудом внес вклад в разгром фашистской Германии. На основе архивных материалов мы создали графический рассказ о колоссальном значении железнодорожного транспорта в ведении войны, постарались раскрыть сложность и многогранность трудового и ратного подвига наших соотечественников — от медсестер в санитарном поезде до наркомов путей сообщения. В дни Великой Отечественной войны, когда на карту было поставлено само выживание страны, большую роль в достижении Победы сыграла способность государства поддерживать транспортную инфраструктуру, и прежде всего — работоспособность железных дорог. На них выпало 70% всех воинских перевозок за четыре года. Именно они обеспечили эвакуацию страны на восток и снабжение фронтов войсками, продовольствием, боеприпасами, горючим и техникой.
«Без хорошо работающих железных дорог мы не смогли бы осуществлять не только большие оперативные перевозки, но и бесперебойный подвоз материально-технических средств на большие расстояния. Железнодорожники, работая под постоянным воздействием авиации, а иногда и артиллерии, проявили массовый героизм и законно заслужили признательность Красной Армии и всего советского народа».

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков
Мы решили не ограничиваться плакатной формой выставки и подготовили целую серию лекций — о ключевых фактах и событиях войны, о подвижном составе и наркомах, эвакуации промышленных предприятий, снабжении войск в Московской и других битвах. Вы можете прослушать эти лекции перейдя по ссылке.

Давайте вместе вспомним тех, кто вел поезда с углем и танками, подрывал и восстанавливал мосты, лечил раненых, разгружал вагоны с боеприпасами под жестокими бомбежками. Они достойны того, чтобы их помнили, а мы своими делами постараемся быть достойными их.





01
02


АРТЕРИИ ПОБЕДЫ: НАСТУПЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЕВРОПУ

На нескольких пограничных станциях, хорошо прикрытых зенитной артиллерией, прокладывали дополнительные пути – на них принимали советские воинские поезда. Рядом с «союзной» колеей прокладывали пути европейской колеи. Прибывшие войска и грузы быстро перегружали из советских вагонов в западноевропейские, а порожние вагоны немедленно возвращали в тыл. Поскольку станционные пути на дорогах сопредельных стран короткие и быстро удлинить их было нельзя, из каждого советского воинского поезда весом 1500-2000 т формировали 3-4 поезда весом примерно по 500 т каждый.
Эшелон с войсками и вооружением, прибывший на Мосузел с любого направления, мог быть быстро перенаправлен на фронт или в тыл по московской окружной дороге.


АРТЕРИИ ПОБЕДЫ: НАСТУПЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЕВРОПУ

На нескольких пограничных станциях, хорошо прикрытых зенитной артиллерией, прокладывали дополнительные пути – на них принимали советские воинские поезда. Рядом с «союзной» колеей прокладывали пути европейской колеи. Прибывшие войска и грузы быстро перегружали из советских вагонов в западноевропейские, а порожние вагоны немедленно возвращали в тыл. Поскольку станционные пути на дорогах сопредельных стран короткие и быстро удлинить их было нельзя, из каждого советского воинского поезда весом 1500-2000 т формировали 3-4 поезда весом примерно по 500 т каждый.
Схема перегрузочной станции
На «союзную» колею перешили магистральные направления, а на пересечениях с ними создали цепочку перегрузочных районов.

Далее: ЛЕНД-ЛИЗ